Территория современной Липецкой области издавна хорошо обеспечена транспортной сетью, основу которой составляли тракты: Усманско – Липецкий, протяженностью в 36 верст; Тамбовско-Воронежский – 89 верст, Борисоглебский – 28 верст; Усманско – Козловский и Донской – по 46 верст каждый. Мост через реку Ранова на Московско-Павелецкой-Богоявленской линии(Фото из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» 1902 г.)
Тамбовско – Воронежский тракт проходил в 15 верстах от Усмани в районе Кручинской Байгоры в сторону Воронежа. Борисоглебский тракт являлся ответвлением Тамбовско – Воронежского и начинался у нынешнего села Чамлык – Никольский. Донской тракт, известный как скотопрогонный, проходил от южной к северной границе Усманского уезда, пересекая Тамбовско – Воронежский и Борисоглебский тракты. До проведения железных дорог Донской тракт был одним из самых оживленных. Из Борисоглебского и восточной части Усманского уездов грузы везли в Козлов (Мичуринск).
В пределах современных границ области строительство железных дорог началось в 60-х гг. XIX в. Это было обусловлено развитием капитализма в России. К 1870 г. длина действовавших и строящихся железных дорог достигала 3000 верст. С появлением нового прогрессивного железнодорожного транспорта значение трактов уменьшилось.
Именно в этот период определился географический рисунок железнодорожной сети на территории нашей области, каркасом которой выступили Московско – Уральская (Павелецкая), Козловско – Воронежская, Орловско – Царицынская, Богоявленско – Смоленская железные дороги.
В дальнейшем к сложившемуся каркасу присоединяется железнодорожная линия Елец-Касторная-Валуйки (1897 г.) и отдельные участки уже существующих: Астапово-Данков и Лебедянь-Елец (1890 г.) (рисунок 1). Таким образом, основа железнодорожной сети области оформилась ещё до революции. Мост через реку Воронеж близ впадения Матыры (Рисунок из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» 1902 г.)
Грузооборот железнодорожного транспорта достигал в рассматриваемый период до 60 млн. пудов в год и превышал в 10 раз грузооборот речного транспорта. В структуре перевозимых грузов преобладало сельскохозяйственное сырьё, где ведущее место занимал хлеб, но везли также растительные масла, табак.
К концу XIX в. наш край был связан железными дорогами не только с Москвой, но и портами Балтийского моря. Это вызвало быстрое повышение хлебных цен (на 30 – 50, местами 100 %) и рост новых центров хлебной торговли, расположенных на линиях железных дорог (Лиски, Грязи, Елец, Борисоглебск и др.).
Транзитом по территории везли: каменный уголь и нефть.
В пассажирообороте преобладали внешние и транзитные перевозки, между отдельными населенными пунктами внутри области пассажиро-перевозки были незначительными. Развитие курортного хозяйства в Липецке в XIX – начале XX веков привело к увеличению числа людей, желающих испытать на себе чудодейственные свойства лечебных грязей и минеральных вод.
Современная железнодорожная сеть области имеет протяженность 757 км, что составляет всего 0,01% от общей эксплутационной длины железных дорог России. Густота железных дорог – 32,4 км на 1000 км 2, что вдвое выше, чем в среднем по РФ. Железнодорожный транспорт конца XIX – начала XX вв.
По территории Липецкой области проходят магистрали Юго-Восточной (710,4 км) и Московской (46,6 км) железных дорог, имеющих меридиональное направление: Москва-Елец-Донбасс и Москва – Грязи – Ростов-на-Дону, а также широтное – Орёл – Липецк – Волгоград, Смоленск – Лев Толстой – Тамбов, Орел – Елец – Грязи – Поворино. Они осуществляют межрайонные перевозки внутри страны России и международные связи со странами ближнего зарубежья.
В настоящее время лишь Добровский и Хлевенский районы не имеют железных дорог. Товарный состав на станции Чугун-1 (г. Липецк)
На территории области исторически сложились три крупных железнодорожных узла: Грязинский, Елецкий, Липецкий.
Грязинский железнодорожный узел – один из крупнейших Юго-Восточной железной дороги. В его состав входят три станции: Грязи – Воронежские (пассажирская), Грязи – Орловские и Грязи – Волгоградские (грузовые).
Услугами Грязинского железнодорожного узла пользуются: известковый завод, торговые организации, мебельный цех, пищекомбинат, завод гидроагрегатов, культиваторный завод. В структуре грузооборота ведущее место занимают: сталь, руда, нефть, оборудование и прочие. Значительная часть работы узла – обслуживание транзитных перевозок грузов и пассажиров. Железнодорожный вокзал в городе Грязи
Елецкий железнодорожный узел в состав которого входят Талица – Елецкая, Елец – Товарный, Извалы, Дон, Пажень занимает второе место по грузообороту. В структуре перевозок преобладают зерно, металл, минеральные удобрения.
Липецкий железнодорожный узел, включает станции Липецк, Казинка, Чугун–1, Чугун-2, Сенцово, Чириково и Новолипецк. Значительность ст. Казинка увеличилась в связи с формированием особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк». Данный узел обслуживает НЛМК, Цемзавод, ЛТЗ Свободный Сокол. В структуре грузовых перевозок первое место занимает железная руда, второе – уголь, третье – строительное сырье, флюсы, а так же сталь, прокат, цемент, холодильники, литейные изделия и др.
В настоящее время и в перспективе именно железнодорожному транспорту будет принадлежать приоритет в перевозке грузов.
Строительство шоссейных дорог на территории Липецкой области началось в середине XX века. Длина автодорог с твердым покрытием составляет 7246 км. Это незначительный показатель, так как Липецкая область одна из самых маленьких по площади в РФ. Плотность автодорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в области составляет 337,6 1000 км2 территории.
В пределах области плотность автомобильных дорог варьируется от 179,4 до 543 км на 1000 км2. Автомобильный транспорт
Дорожная сеть Липецкой области состоит из 3-х главных направлений магистральных дорог. С севера-запада на юг – дорога общегосударственного значения М-4 (Москва – Елец – Задонск – Хлевное – Конь – Колодезь – Воронеж – Ростов). Две дороги в направлении запад – восток: одна проходит через Липецк – Елец, другая – по линии Чаплыгин – Лев Толстой – Данков. Кроме того построены дороги, соединяющие областной центр с общегосударственной М-4 (Липецк – Хлевное) и с севером области (Липецк – Данков). Эти три направления соединяют друг с другом все районные административные центры области. Автомобильному транспорту принадлежит ведущая роль в перевозки пассажиров. В нашей области насчитывается свыше 500 автобусных линий, из них более 80 – внутригородские, 250 – пригородные и 80 – междугородные, функционируют крупный автовокзал в г. Липецке и более 20 автостанций. Именно автомобильный транспорт осуществляет перевозки пассажиров из сел в города и обратно, тем самым осуществляя маятниковую миграцию населения.
В объеме перевозок грузов автомобильным транспортом произошли существенные изменения (рисунок 3). Так, с 2608,0 тыс. т/км в 1990 году грузооборот снизился до 972,4 тыс. т/км в 2010 году. В 2022г. составляет 2687,8 тыс. т/км. Динамика грузооборота автомобильного транспорта
Перевозки грузов автомобилями производятся преимущественно внутри области: сельскохозяйственного сырья и продукции в города к перерабатывающим предприятиям и от железнодорожных станций и промышленных предприятий – к потребителю.
История воздушного транспорта начинается с 1954 года, когда из Воронежа прибыло первое звено самолетов, и была организована вторая авиаэскадрилья Московской авиагруппы. В 1956 г. был открыт первый регулярный рейс Липецк-Москва. Однако почтовые и пассажирские перевозки не являлись главными в работе Липецкого аэропорта, его основное назначение – обслуживание сельского хозяйства. В апреле 1960 года была образованна Липецкая отдельная авиаэскадрилия Московского территориального управления Авиации спецприменения и местных воздушных линий гражданского воздушного флота (МВЛ ГВФ). В 1973 году были получены первые самолеты Як-40. Выполнялись регулярные рейсы в города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Симферополь, Киев, Харьков, Ростов на Дону, Львов, Челябинск и другие города.
В 90-е годы авиационный транспорт в стране, и в Липецкой области в частности, переживал острый экономический кризис. Были закрыты местные авиалинии, резко сократились объемы работ, производимые сельскохозяйственной авиацией, что было вызвано отказом большинства сельскохозяйственных предприятий от услуг авиаторов. Выполнялись рейсы в Москву, Сочи, Минеральные Воды, чартерные рейсы.
В 2008 году аэропорт Липецка получил статус международного. Аэропорт расположен не далеко от Липецка (10 км от города) в с. Кузьминские Отвержки. Взлетно-посадочная полоса аэродрома длиной 2800 метров позволяет принимать самые популярные самолеты Boeing 737 и Airbus 320 и более легкие воздушные суда. Из аэропорта «Липецк» самолеты летают в Москву, Калининград, Минеральные воды, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь и другие города. 15 мая 2015 года выполнен первый международный рейс по маршруту: Липецк – Милан (Италия) – Липецк.
Регулярно выполняются рейсы на Москву, Сочи, Минеральные Воды, чартерные рейсы. Произведена реконструкция аэропорта, а также взлетно-посадочной полосы, что позволит принимать самолеты любого класса и получить статус международного.
Трубопроводный и электронный транспорт – самый молодой вид транспорта на территории Липецкой области. Основными трубопроводами, проходящими через Липецкую область, являются газопроводы: Ставрополь – Елец – Москва, Ямбург – Елец – Харьков и Уренгой – Елец. По территории области проходит нефтепровод «Дружба» (Альметьевск – Липецк – Мозырь). Но все эти трубопроводы являются транзитными. Наибольшее значение для экономики области имеет газопровод Ставрополь – Москва, проходящий через город Елец. Он обеспечивает не только г. Елец, от него построены ответвления к городам Липецк и Задонск. Удельный вес природного газа в ТЭБ области для выработки тепловой и электрической энергии составляет 84,5 %.
Электронный транспорт объединяет линии электропередач, телефон, телеграф, цифровую связь на основе волоконно-оптической технологии. Общая протяженность линий электропередач составляет 33 тыс. км. Основными потребителями электроэнергии являются промышленные предприятия, на долю которых приходится 78 % электропотребления. Линии электропередач Липецкой области являются составной частью Объединенной Энергетической Системы (ОЭС) страны. Основные направления ЛЭП – из Волгоградской, Воронежской и Курской энергосистем. Все ЛЭП сходятся в г. Липецке, откуда перераспределяются в города Усмань, Елец, Данков, Лебедянь, Чаплыгин и Лев Толстой.
На территории области функционируют 421таксофонов универсального обслуживания, 51 теле- и радиопередатчик, ведут трансляцию 9 программ местного телевидения и 19 местных радиоканалов.
Введение в эксплуатацию областной мультисервисной сети передачи данных, применение современных цифровых телефонных станций и волоконно-оптических технологий позволят обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг, удовлетворить потребности предприятий и населения области в современных информационных и телекоммуникационных услугах.