География Липецкой области -- Главная страница
География Липецкой области
Транспорт

Транспорт

Территория современной Липецкой области издавна хорошо обеспечена транспортной сетью, основу которой составляли тракты: Усманско – Липецкий, протяженностью в 36 верст; Тамбовско-Воронежский – 89 верст, Борисоглебский – 28 верст; Усманско – Козловский и Донской – по 46 верст каждый. Мост через реку Ранова на Московско-Павелецкой-Богоявленской линии<span>(Фото из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» 1902 г.)</span> Мост через реку Ранова на Московско-Павелецкой-Богоявленской линии(Фото из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» 1902 г.)

Тамбовско – Воронежский тракт проходил в 15 верстах от Усмани в районе Кручинской Байгоры в сторону Воронежа. Борисоглебский тракт являлся ответвлением Тамбовско – Воронежского и начинался у нынешнего села Чамлык – Никольский. Донской тракт, известный как скотопрогонный, проходил от южной к северной границе Усманского уезда, пересекая Тамбовско – Воронежский и Борисоглебский тракты. До проведения железных дорог Донской тракт был одним из самых оживленных. Из Борисоглебского и восточной части Усманского уездов грузы везли в Козлов (Мичуринск).

В пределах современных границ области строительство железных дорог началось в 60-х гг. XIX в. Это было обусловлено развитием капитализма в России. К 1870 г. длина действовавших и строящихся железных дорог достигала 3000 верст. С появлением нового прогрессивного железнодорожного транспорта значение трактов уменьшилось.

Именно в этот период определился географический рисунок железнодорожной сети на территории нашей области, каркасом которой выступили Московско – Уральская (Павелецкая), Козловско – Воронежская, Орловско – Царицынская, Богоявленско – Смоленская железные дороги.

В дальнейшем к сложившемуся каркасу присоединяется железнодорожная линия Елец-Касторная-Валуйки (1897 г.) и отдельные участки уже существующих: Астапово-Данков и Лебедянь-Елец (1890 г.) (рисунок 1). Таким образом, основа железнодорожной сети области оформилась ещё до революции. Мост через реку Воронеж близ впадения Матыры <span>(Рисунок из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» 1902 г.)</span> Мост через реку Воронеж близ впадения Матыры (Рисунок из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» 1902 г.)

Грузооборот железнодорожного транспорта достигал в рассматриваемый период до 60 млн. пудов в год и превышал в 10 раз грузооборот речного транспорта. В структуре перевозимых грузов преобладало сельскохозяйственное сырьё, где ведущее место занимал хлеб, но везли также растительные масла, табак.

К концу XIX в. наш край был связан железными дорогами не только с Москвой, но и портами Балтийского моря. Это вызвало быстрое повышение хлебных цен (на 30 – 50, местами 100 %) и рост новых центров хлебной торговли, расположенных на линиях железных дорог (Лиски, Грязи, Елец, Борисоглебск и др.).

Транзитом по территории везли: каменный уголь и нефть.

В пассажирообороте преобладали внешние и транзитные перевозки, между отдельными населенными пунктами внутри области пассажиро-перевозки были незначительными. Развитие курортного хозяйства в Липецке в XIX – начале XX веков привело к увеличению числа людей, желающих испытать на себе чудодейственные свойства лечебных грязей и минеральных вод.

Железнодорожный транспорт

Современная железнодорожная сеть области имеет протяженность 757 км, что составляет всего 0,01% от общей эксплутационной длины железных дорог России. Густота железных дорог – 32,4 км на 1000 км 2, что вдвое выше, чем в среднем по РФ. Железнодорожный транспорт конца XIX – начала XX вв. Железнодорожный транспорт конца XIX – начала XX вв.

По территории Липецкой области проходят магистрали Юго-Восточной (710,4 км) и Московской (46,6 км) железных дорог, имеющих меридиональное направление: Москва-Елец-Донбасс и Москва – Грязи – Ростов-на-Дону, а также широтное – Орёл – Липецк – Волгоград, Смоленск – Лев Толстой – Тамбов, Орел – Елец – Грязи – Поворино. Они осуществляют межрайонные перевозки внутри страны России и международные связи со странами ближнего зарубежья.

В настоящее время лишь Добровский и Хлевенский районы не имеют железных дорог. Товарный состав на станции Чугун-1 (г. Липецк) Товарный состав на станции Чугун-1 (г. Липецк)

На территории области исторически сложились три крупных железнодорожных узла: Грязинский, Елецкий, Липецкий.

Грязинский железнодорожный узел – один из крупнейших Юго-Восточной железной дороги. В его состав входят три станции: Грязи – Воронежские (пассажирская), Грязи – Орловские и Грязи – Волгоградские (грузовые).

Услугами Грязинского железнодорожного узла пользуются: известковый завод, торговые организации, мебельный цех, пищекомбинат, завод гидроагрегатов, культиваторный завод. В структуре грузооборота ведущее место занимают: сталь, руда, нефть, оборудование и прочие. Значительная часть работы узла – обслуживание транзитных перевозок грузов и пассажиров. Железнодорожный вокзал в городе Грязи Железнодорожный вокзал в городе Грязи

Елецкий железнодорожный узел в состав которого входят Талица – Елецкая, Елец – Товарный, Извалы, Дон, Пажень занимает второе место по грузообороту. В структуре перевозок преобладают зерно, металл, минеральные удобрения.

Липецкий железнодорожный узел, включает станции Липецк, Казинка, Чугун–1, Чугун-2, Сенцово, Чириково и Новолипецк. Значительность ст. Казинка увеличилась в связи с формированием особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк». Данный узел обслуживает НЛМК, Цемзавод, ЛТЗ Свободный Сокол. В структуре грузовых перевозок первое место занимает железная руда, второе – уголь, третье – строительное сырье, флюсы, а так же сталь, прокат, цемент, холодильники, литейные изделия и др.

В настоящее время и в перспективе именно железнодорожному транспорту будет принадлежать приоритет в перевозке грузов.

Автомобильный транспорт

Строительство шоссейных дорог на территории Липецкой области началось в середине XX века. Длина автодорог с твердым покрытием составляет 7246 км. Это незначительный показатель, так как Липецкая область одна из самых маленьких по площади в РФ. Плотность автодорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в области составляет 337,6 1000 км2 территории.

В пределах области плотность автомобильных дорог варьируется от 179,4 до 543 км на 1000 км2. Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт

Дорожная сеть Липецкой области состоит из 3-х главных направлений магистральных дорог. С севера-запада на юг – дорога общегосударственного значения М-4 (Москва – Елец – Задонск – Хлевное – Конь – Колодезь – Воронеж – Ростов). Две дороги в направлении запад – восток: одна проходит через Липецк – Елец, другая – по линии Чаплыгин – Лев Толстой – Данков. Кроме того построены дороги, соединяющие областной центр с общегосударственной М-4 (Липецк – Хлевное) и с севером области (Липецк – Данков). Эти три направления соединяют друг с другом все районные административные центры области. Автомобильному транспорту принадлежит ведущая роль в перевозки пассажиров. В нашей области насчитывается свыше 500 автобусных линий, из них более 80 – внутригородские, 250 – пригородные и 80 – междугородные, функционируют крупный автовокзал в г. Липецке и более 20 автостанций. Именно автомобильный транспорт осуществляет перевозки пассажиров из сел в города и обратно, тем самым осуществляя маятниковую миграцию населения.

В объеме перевозок грузов автомобильным транспортом произошли существенные изменения (рисунок 3). Так, с 2608,0 тыс. т/км в 1990 году грузооборот снизился до 972,4 тыс. т/км в 2010 году. В 2022г. составляет 2687,8 тыс. т/км. Динамика грузооборота автомобильного транспорта Динамика грузооборота автомобильного транспорта

Перевозки грузов автомобилями производятся преимущественно внутри области: сельскохозяйственного сырья и продукции в города к перерабатывающим предприятиям и от железнодорожных станций и промышленных предприятий – к потребителю.

Воздушный транспорт

История воздушного транспорта начинается с 1954 года, когда из Воронежа прибыло первое звено самолетов, и была организована вторая авиаэскадрилья Московской авиагруппы. В 1956 г. был открыт первый регулярный рейс Липецк-Москва. Однако почтовые и пассажирские перевозки не являлись главными в работе Липецкого аэропорта, его основное назначение – обслуживание сельского хозяйства. В апреле 1960 года была образованна Липецкая отдельная авиаэскадрилия Московского территориального управления Авиации спецприменения и местных воздушных линий гражданского воздушного флота (МВЛ ГВФ). В 1973 году были получены первые самолеты Як-40. Выполнялись регулярные рейсы в города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Симферополь, Киев, Харьков, Ростов на Дону, Львов, Челябинск и другие города.

В 90-е годы авиационный транспорт в стране, и в Липецкой области в частности, переживал острый экономический кризис. Были закрыты местные авиалинии, резко сократились объемы работ, производимые сельскохозяйственной авиацией, что было вызвано отказом большинства сельскохозяйственных предприятий от услуг авиаторов. Выполнялись рейсы в Москву, Сочи, Минеральные Воды, чартерные рейсы.

В 2008 году аэропорт Липецка получил статус международного. Аэропорт расположен не далеко от Липецка (10 км от города) в с. Кузьминские Отвержки. Взлетно-посадочная полоса аэродрома длиной 2800 метров позволяет принимать самые популярные самолеты Boeing 737 и Airbus 320 и более легкие воздушные суда. Из аэропорта «Липецк» самолеты летают в Москву, Калининград, Минеральные воды, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь и другие города. 15 мая 2015 года выполнен первый международный рейс по маршруту: Липецк – Милан (Италия) – Липецк.

Регулярно выполняются рейсы на Москву, Сочи, Минеральные Воды, чартерные рейсы. Произведена реконструкция аэропорта, а также взлетно-посадочной полосы, что позволит принимать самолеты любого класса и получить статус международного.

Трубопроводный и электронный транспорт

Трубопроводный и электронный транспорт – самый молодой вид транспорта на территории Липецкой области. Основными трубопроводами, проходящими через Липецкую область, являются газопроводы: Ставрополь – Елец – Москва, Ямбург – Елец – Харьков и Уренгой – Елец. По территории области проходит нефтепровод «Дружба» (Альметьевск – Липецк – Мозырь). Но все эти трубопроводы являются транзитными. Наибольшее значение для экономики области имеет газопровод Ставрополь – Москва, проходящий через город Елец. Он обеспечивает не только г. Елец, от него построены ответвления к городам Липецк и Задонск. Удельный вес природного газа в ТЭБ области для выработки тепловой и электрической энергии составляет 84,5 %.

Электронный транспорт объединяет линии электропередач, телефон, телеграф, цифровую связь на основе волоконно-оптической технологии. Общая протяженность линий электропередач составляет 33 тыс. км. Основными потребителями электроэнергии являются промышленные предприятия, на долю которых приходится 78 % электропотребления. Линии электропередач Липецкой области являются составной частью Объединенной Энергетической Системы (ОЭС) страны. Основные направления ЛЭП – из Волгоградской, Воронежской и Курской энергосистем. Все ЛЭП сходятся в г. Липецке, откуда перераспределяются в города Усмань, Елец, Данков, Лебедянь, Чаплыгин и Лев Толстой.

На территории области функционируют 421таксофонов универсального обслуживания, 51 теле- и радиопередатчик, ведут трансляцию 9 программ местного телевидения и 19 местных радиоканалов.

Введение в эксплуатацию областной мультисервисной сети передачи данных, применение современных цифровых телефонных станций и волоконно-оптических технологий позволят обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг, удовлетворить потребности предприятий и населения области в современных информационных и телекоммуникационных услугах.